10 причин плохого поведения ребенка. Как с ними бороться?

Каждый малыш в раннем и дошкольном возрасте ведет себя плохо время от времени. Иногда он капризничает, устраивает истерики в магазине и на игровой площадке, ругается и даже дерется со сверстниками.

10 причин плохого поведения ребенка. Как с ними бороться?

В чем же кроются мотивы плохого поведения малышей? Чего хотят добиться дети своими отрицательными поступками? Сегодня мы расскажем о стандартных причинах детских капризов и поделимся понятными и применимыми на практике советами о том, как сберечь свои и детские нервы.

Психологи условно делят мотивы плохих поступков детей на две большие группы: связанные с неправильным поведением родителей и обусловленные эмоциональным состоянием ребенка и его внутренними переживаниями. Вы удивитесь, но зачастую источником всех бед становятся воспитательные ошибки взрослых. Однако правильные действия мам и пап могут исправить ситуацию.

Причины плохого поведения детей

Безусловно, всех источников плохих детских поступков не перечислить. И все же можно выделить 10 основных причин серьезных нарушений поведения в раннем и дошкольном возрасте. О них мы сейчас и поговорим.

1. Недостаток родительского внимания

Это, пожалуй, главный мотив непослушания. И проявляется он по-разному на каждом возрастном этапе. Младенцы привлекают внимание мамы криком и плачем, повзрослевшие дети изобретают более действенные методы: истерики, капризы, драки и угрозы. Именно в этот момент родители оставляют все свои дела и спешат к неуправляемому малышу. Ответная реакция достигнута, пусть и с помощью плохого поведения.

Что делать?

  • Прежде чем наказать малыша, подумайте, может, ему попросту не хватает общения с вами. Возможно, вы замечаете его только тогда, когда он становится неуправляем?
  • Попробуйте уделять ребенку больше времени: организовывайте совместные походы, занимайтесь творчеством, спортом, просто чаще разговаривайте.
  • Реагируйте на плохое поведение прохладно, зато хвалите за хорошие поступки. В следующий раз, чтобы привлечь мамино внимание, кроха начнет вести себя намного лучше.

2. Постоянные запреты

Чрезмерное количество запретов ограничивает детскую самостоятельность. Ребенок может стать пассивным либо упрямым и капризным.

Тип реакции зависит от психологических особенностей – медлительные дети чаще подчиняются суровым требованиям, активные же стараются показать свой характер.

Что делать?

  • Постарайтесь уменьшить число запретов, оставив только те, которые касаются безопасности и уважительного отношения к окружающим людям.
  • Маленькие дети, стремясь познать мир, начинают рвать, кидать, грызть дорогие вам вещи. Поэтому положите их повыше, оставив в зоне досягаемости только игрушки.
  • Подросшему чаду обязательно объясняйте цель и смысл запретов, рассказывайте, что может произойти, если он поступит неправильно.

3. Избалованность

Еще один распространенный мотив плохого поведения заключается в том, что избалованные дети с помощью капризов и истерик стремятся получить желаемое. Ребенок, прослезившись перед витриной с игрушками, получает понравившуюся машинку. Стоит ли удивляться, что в семье появляется манипулятор, решающий все проблемы через крики и рев.

Что делать?

  • Не следует поддаваться на детские слезы, которые являются действенным инструментом манипулирования родителями. Поэтому не выполняйте любую прихоть только ради того, что кроха перестал рыдать.
  • Чтобы ребенок не стал относиться к вам потребительски, научитесь говорить «нет» на некоторые его просьбы. Старайтесь предложить альтернативу – вместо очередной куклы вы можете сходить в цирк.

4. Желание независимости

Ребенок может нарушать правила и вести себя вызывающе, стремясь обрести независимость. Особенно это касается детей, вступивших в кризис трех лет.

Малыши внезапно начинают по поводу и без говорить «Я сам», игнорировать любые просьбы мамы и папы, отказываться от помощи взрослых, хотя пока не могут выполнить самостоятельно элементарные вещи.

Что делать?

  • Если вы хотите избежать многочисленных конфликтов, начните доверять подрастающему ребенку. Пусть он хотя бы в пределах собственной комнаты почувствует себя самостоятельным человеком.
  • Предоставьте малышу поручения – пусть он вытирает пыль, поливает цветы, накрывает на сто. Возможно, пока у него не все будет получаться, и вам придется переделывать за ним, зато он удовлетворит свое желание независимости.
  • Не следует критиковать за ошибки, которых поначалу будет очень много. Негативные оценки могут отбить у ребенка стремление что-то делать, а значит, не за горой новые скандалы – уже в школьном возрасте.

5. Ревность к брату (сестре)

Чаще всего ревность возникает у первенца.

10 причин плохого поведения ребенка. Как с ними бороться?

Малышу кажется, что мать с отцом больше времени уделяют братику или сестренке.

Он начинает прямо заявлять о своем недовольстве или действует исподтишка.

Если после рождения второго ребенка первый становится неуправляемым, начинает драться, капризничать, не отпускать от себя маму, возможно, все дело именно в соперничестве.

Что делать?

  • Постарайтесь проводить с каждым ребенком одинаковое количество времени. Пусть первенец побудет рядом, когда вы кормите, меняете подгузники. Возможно, скоро он захочет вам помочь в уходе за малышом.
  • В случае конфликтной ситуации не следует сразу же вставать на сторону младших детей. Сначала необходимо выяснить источник ссоры и установить виновного.

6. Любопытство

Детки в дошкольном и раннем школьном возрасте очень любопытны и любознательны. Иногда это приводит к нежелательному поведению. Например, маленький исследователь захочет узнать, что произойдет, если он скинет все книги с полки или спустит в унитаз золотую рыбку. Взрослые интерпретируют такие действия, как непослушание, а ребенок считает, что он проводит научный эксперимент.

Что делать?

  • Не стоит ограничивать естественную любознательность, однако нужно обсудить с ребенком границы дозволенного. Объясните, что можно делать, а каких поступков следует избегать.
  • Приобретите набор для опытов и экспериментов, с помощью которого малыш сможет активно и, главное, без особых последствий для обстановки, исследовать окружающий мир.

7. Утомление

Дошкольникам необходим дневной сон, поскольку детская психика за день перегружается.

Когда ребенок спит, его нервная система перерабатывает и усваивает полученную за день информацию. Если же малыш пропускает это важное мероприятие, то становится капризным, раздражительным и даже агрессивным.

Что делать?

  • Посещайте общественные места после дневного сна. Не забывайте брать с собой бутерброды для перекусов.
  • Старайтесь проводить меньше времени в шумных местах – парках развлечений, магазинах. После возвращения домой дайте крохе отдохнуть и восстановить силы.
  • Если ребенок достаточно взрослый, интересуйтесь периодически, не устал ли он, как его самочувствие.

8. Особенности психического развития

Еще одной причиной плохого поведения является нарушенное психическое развитие. Так, при гиперактивности дети чрезмерно подвижны, импульсивны, что приводит к различным проступкам.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) ведут себя плохо лишь потому, что не понимают простых правил поведения.

Что делать?

  • Обязательно обратитесь к специалисту, если вы думаете, что у вашего отпрыска есть проблемы в развитии. В этом случае непослушание выступает всего лишь симптомом серьезного нарушения.
  • Проконсультируйтесь с психологом по организации воспитательной и образовательной среды дома. И гиперактивность, и ЗПР в большинстве случаев проходят, правда, при условии своевременной помощи.

9. Подражание

Дети социализируются и учатся правилам поведения, глядя на родителей, родственников, сверстников и других людей.

10 причин плохого поведения ребенка. Как с ними бороться?

Еще один источник нежелательных поступков – вредные мультфильмы, телевизионные передачи и компьютерные и видеоигры, в которых есть сцены насилия и оскорбительные слова.

Что делать?

  • Обязательно проверяйте, чем занимается ребенок: во что он играет за компьютером, какие мультики предпочитает смотреть, с кем из приятелей чаще всего общается.
  • Следите за собственным поведением, помня о том, что именно вы являетесь главным образцом для подражания.

10. Семейные конфликты

Впечатлительные и эмоциональные дети тяжело переживают конфликты, ссоры и скандалы между близкими людьми.

Некоторые малыши пугаются, становятся замкнутыми. Другие же выражают протест, проявляют агрессивность и гнев по отношению к ровесникам и младшим членам семьи, повторяя ранее увиденные сцены.

Что делать?

  • Если конфликтных ситуаций не избежать, постарайтесь, чтобы ребенок не смог их увидеть.
  • Проводите чуть больше времени с малышом, стараясь показать, что он находится в полной безопасности.
Не секрет, что детство – время игр, поэтому научить ребенка вести себя правильно и исправить плохое поведения помогут сюжетно-ролевые игры.

Проигрывайте конфликтные ситуации, дайте возможность крохе побыть сначала на одной, а затем на другой стороне. Тем самым вы научите его справляться со своими чувствами и покажете образец нужного поведения.

5 комментариев к “10 причин плохого поведения ребенка. Как с ними бороться?”

  1. Некоторые мамаши орут на своих детей, как резаные, а дети, не зная как защищаться, защищаются как могут — плохим поведением.

    Ответить
  2. Удивительно, что еще нет такого закона, разрешающего иметь детей только людям, у которых эти правила от зубов бы отлетали. Насколько меньше бы было проблем.

    Ответить
  3. Поведение детей это всё таки отражение родителей, и как же иногда тяжело быть хорошем родителем.

    Ответить
    • Дети действительно наше зеркало, поэтому стараюсь для сына всегда быть в хорошем расположении духа. И главное не идти на поводу, а выяснить причину плохого поведения, искать компромисс, попробовать создать диалог.

      Ответить
  4. Я стараюсь всегда следить за настроением ребенка, так как это очень влияет на его поведение. И обязательно днем надо пару часов поспать.

    Ответить

Оставьте комментарий