Кризис первого года. Звучит страшно, не так ли? И как-то по-взрослому. Он такой маленький у него не может быть кризиса. Да и само слово кризис носит негативный характер.
Буквально вчера он был просто с ангельским характером, а что произошло сегодня? Наступили большие изменения в жизни малыша, да и родителей тоже. В жизни всех людей есть разнообразные этапы, в жизни маленьких людей они есть также. Есть кризисные этапы.
Кризис одного года, трех лет, семи лет, подросткового возраста … уйма. Понятие кризис не стоит воспринимать как нечто негативное. Кризис подразумевает в себе важный этап, развитие индивида, неотъемлемый процесс развития. В процессе прохождения трудностей происходит непосредственно развитие. А именно кризис первого года – это начальная ступенька к самостоятельности.
В промежутке с девяти до восемнадцати месяцев малыши находятся в «кризисе одного года».
Девочки и мальчики становятся беспокойными и капризничают, требуют самостоятельности, у них может нарушиться сон и настроение, они могут отказаться делать то, что ранее делали с удовольствием (ходить, кушать с ложечки и т.п.).
В кризис первого года ребенка входят три части:
- Формирование ходьбы.
- Развитие автономной речи.
- Первый протест, противостояние ребёнка остальным.
Стремление к независимости проявляется в «негативном» поведении малыша. Ребенок «ощутил» свободу и больше не хочет расставаться с ней.
Давайте более детально разберем составляющие данного кризиса.
1. Становление ходьбы.
В возрастном периоде от восьми до тринадцати месяцев малыши учатся ходить. Ходьба становится главным способом передвижения. Порой бывает, малыш уже начал ходить самостоятельно, но вдруг, он снова ползает. Как будто никогда и не ходил. Без паники. Просто еще полностью не окончилась фаза формирования ходьбы, малышу надо немного больше времени. Активно развивается в данный момент, например, мышление.
2. Развитие автономной речи.
Автономная речь – это своеобразный мостик между безъязыковым и языковым периодом. Автономная речь – это «подготовительный класс» для развития речи. Если обобщить, то автономная речь – это такая речь, которая лишь указывает на предмет, она не несет в себе смысла, точнее значения. Следовательно, в кризисный период одного года, ребеночек говорит только о том, что видит перед глазками. Пока он не в силах говорить о том, чего не видит.
3. Первый протест, конфронтация ребёнка остальным.
Сфера воли в данный период подвержена сильным изменениям. Реакция протеста может сопровождаться громкими криками, малыш может лечь на пол, биться ручками и ножками или топать. Протест может сопровождаться агрессией, направленной на других. Здравствуй, взаимное непонимание. Родитель требует, ребенок не хочет это делать, родитель не уступает, ребенок кричит. Схема проста.
Как же преодолеть?
- Именно ваш малыш развивается, так как должен. Скорость развития у всех деток разная. Не стоит сравнивать свое чадо с Сашей из второго подъезда, которая уже ходит, говорит «мама» и многое другое. Данное правило основывается на полном принятии и любви. Ваш малыш выполняет свой «план». Первое правило включает в себя похвалу за малейшее достижение и отсутствие критики за неумение или неуспевания. Так будет легче вашему малышу, и, непосредственно, вам.
- Малыш в период года не готов к коллективу и социальному общению. В период его домашней жизни, больше общайтесь с ним. Т.к. вы это единственный источник информации о мире. Малыш должен быть уверен, что вы его поддержите и не оставите. Это и есть второе правило.
- Третье правило основывается на режиме дня вашего ребеночка. Кризис может быть усугублен такими факторами как: малое пребывание на свежем воздухе, недостаточный сон, нервное напряжение в семье, конфликты, ругань и т.д.
Теперь давайте «переведем» данные правила на повседневный язык. Рекомендации мамам и папам.
- Внимательно относитесь к желаниям вашего малыша.
- Безопасность лежит на вас. Помните об этом. Спрячьте «запрещенные» вещи. Малыш увидит, начнет требовать, протест и конфликт обеспечен.
- Дайте малышу немного побольше свободы. Конечно, разумно. При условии обеспечения вами безопасности.
- Малыш ходит за вами хвостиком, требуя внимания к себе. А вы заняты своим делом. Малыш выражает свой протест. Все просто. Отложите свои дела и поиграйте с ним. Через некоторое время он будет доволен. Если времени совсем нет, следует отвлечь малыша чем-нибудь новым и интересным.
- Весьма остро малыши в данный период отвечают на ситуацию, когда кто-либо из взрослых ушел в туалет или ванную комнату и закрыл за собой дверь. Малыш по ту сторону начинает резко реагировать. Крики, протест. Малыш испытывает страх, что родитель пропал. Также именно в данный момент чадо хочет в ту комнату, но дверь мешает. Что же делать? Следует опередить события, отвлеките малыша перед таким исчезновением. Если наперед не получилось, то поговорите с малышом из-за двери, своеобразные переговоры «Я тут», «Я скоро выйду», «Все хорошо». Естественно, такие слова не подействуют успокоительно, но он, по крайней мере, отвлекают внимание от расстройств.
- Если приключился сильный плач, то отвлеките ребеночка сильным звуком. Напор воды, включенный пылесос и т.д.
- Постоянно не стоит использовать слово «нельзя», в скором времени, малыш не будет на него реагировать. Включите в свой словарный запас слово «опасно».
В критические моменты используйте слово «опасно», а для предотвращения нежелательного поведения применяйте слово «нельзя».
- Когда малыш попросит, помогите ему. Помощью не заменяйте его действия, которые ребенок сам может прекрасно выполнить. Помогайте с умом. Если вы решили пропылесосить ковер, безопасность (розетка и вилка) лежит на вас, также малыш не умеет включать пылесос, а вот сам процесс может осуществляться ребенком.
- Следует обеспечить ребенка личным пространством. К примеру, «емкость» для игрушек. Пусть в своем пространстве малыш будет хозяином.
- Не ругайте за поломанные игрушки. Ребенок все равно не понимает, что их ломать не стоит. Важно, через «ломание» игрушек ребенок познает мир, этот процесс развивает ребенка.
- Любите просто так, за то, что малыш появился в вашей жизни. Не критикуйте и оценивайте личность ребенка. Оценивайте его поступки («Ты плохой мальчик» — «Мучить котика нельзя, это плохо»).
- Если вам необходимо покинуть дом, предупредите малыша об этом. Ни в коем случае не делайте это «втихаря». Обязательно скажите, что вернетесь.
- Временами устраивайте прогулки с одногодками. Но не настаивайте, чтобы малыш общался с другими детьми. Всему свое время.
- Обучите малыша, как пользоваться разными вещами, какие их свойства.
Результативных вам кризисов.