Кризис первого года жизни

Кризис первого года. Звучит страшно, не так ли? И как-то по-взрослому. Он такой маленький у него не может быть кризиса. Да и само слово кризис носит негативный характер.

Кризис первого года жизниБуквально вчера он был просто с ангельским характером, а что произошло сегодня? Наступили большие изменения в жизни малыша, да и родителей тоже. В жизни всех людей есть разнообразные этапы, в жизни маленьких людей они есть также. Есть кризисные этапы.

Кризис одного года, трех лет, семи лет, подросткового возраста … уйма. Понятие кризис не стоит воспринимать как нечто негативное. Кризис подразумевает в себе важный этап, развитие индивида, неотъемлемый процесс развития. В процессе прохождения трудностей происходит непосредственно развитие. А именно кризис первого года – это начальная ступенька к самостоятельности.

В промежутке с девяти до восемнадцати месяцев малыши находятся в «кризисе одного года».

Девочки и мальчики становятся беспокойными и капризничают, требуют самостоятельности, у них может нарушиться сон и настроение, они могут отказаться делать то, что ранее делали с удовольствием (ходить, кушать с ложечки и т.п.).

Хочу обратить ваше внимание, что вскоре все нехорошие ощущения, которые принес вам кризис, пройдут, а останется лишь бесценный опыт, который накопил ваш малыш.

В кризис первого года ребенка входят три части:

  1. Формирование ходьбы.
  2. Развитие автономной речи.
  3. Первый протест, противостояние ребёнка остальным.

Стремление к независимости проявляется в «негативном» поведении малыша. Ребенок «ощутил» свободу и больше не хочет расставаться с ней.
Давайте более детально разберем составляющие данного кризиса.

1. Становление ходьбы.

В возрастном периоде от восьми до тринадцати месяцев малыши учатся ходить. Ходьба становится главным способом передвижения. Порой бывает, малыш уже начал ходить самостоятельно, но вдруг, он снова ползает. Как будто никогда и не ходил. Без паники. Просто еще полностью не окончилась фаза формирования ходьбы, малышу надо немного больше времени. Активно развивается в данный момент, например, мышление.

2. Развитие автономной речи.

Автономная речь – это своеобразный мостик между безъязыковым и языковым периодом. Автономная речь – это «подготовительный класс» для развития речи. Если обобщить, то автономная речь – это такая речь, которая лишь указывает на предмет, она не несет в себе смысла, точнее значения. Следовательно, в кризисный период одного года, ребеночек говорит только о том, что видит перед глазками. Пока он не в силах говорить о том, чего не видит.

3. Первый протест, конфронтация ребёнка остальным.

Сфера воли в данный период подвержена сильным изменениям. Реакция протеста может сопровождаться громкими криками, малыш может лечь на пол, биться ручками и ножками или топать. Протест может сопровождаться агрессией, направленной на других. Здравствуй, взаимное непонимание. Родитель требует, ребенок не хочет это делать, родитель не уступает, ребенок кричит. Схема проста.

Как же преодолеть?

  1. Именно ваш малыш развивается, так как должен. Скорость развития у всех деток разная. Не стоит сравнивать свое чадо с Сашей из второго подъезда, которая уже ходит, говорит «мама» и многое другое. Данное правило основывается на полном принятии и любви. Ваш малыш выполняет свой «план». Первое правило включает в себя похвалу за малейшее достижение и отсутствие критики за неумение или неуспевания. Так будет легче вашему малышу, и, непосредственно, вам.
  2. Малыш в период года не готов к коллективу и социальному общению. В период его домашней жизни, больше общайтесь с ним. Т.к. вы это единственный источник информации о мире. Малыш должен быть уверен, что вы его поддержите и не оставите. Это и есть второе правило.
  3. Третье правило основывается на режиме дня вашего ребеночка. Кризис может быть усугублен такими факторами как: малое пребывание на свежем воздухе, недостаточный сон, нервное напряжение в семье, конфликты, ругань и т.д.

Теперь давайте «переведем» данные правила на повседневный язык. Рекомендации мамам и папам.

Кризис первого года жизни

  1. Внимательно относитесь к желаниям вашего малыша.
  2. Безопасность лежит на вас. Помните об этом. Спрячьте «запрещенные» вещи. Малыш увидит, начнет требовать, протест и конфликт обеспечен.
  3. Дайте малышу немного побольше свободы. Конечно, разумно. При условии обеспечения вами безопасности.
  4. Малыш ходит за вами хвостиком, требуя внимания к себе. А вы заняты своим делом. Малыш выражает свой протест. Все просто. Отложите свои дела и поиграйте с ним. Через некоторое время он будет доволен. Если времени совсем нет, следует отвлечь малыша чем-нибудь новым и интересным.
  5. Весьма остро малыши в данный период отвечают на ситуацию, когда кто-либо из взрослых ушел в туалет или ванную комнату и закрыл за собой дверь. Малыш по ту сторону начинает резко реагировать. Крики, протест. Малыш испытывает страх, что родитель пропал. Также именно в данный момент чадо хочет в ту комнату, но дверь мешает. Что же делать? Следует опередить события, отвлеките малыша перед таким исчезновением. Если наперед не получилось, то поговорите с малышом из-за двери, своеобразные переговоры «Я тут», «Я скоро выйду», «Все хорошо». Естественно, такие слова не подействуют успокоительно, но он, по крайней мере, отвлекают внимание от расстройств.
  6. Если приключился сильный плач, то отвлеките ребеночка сильным звуком. Напор воды, включенный пылесос и т.д.
  7. Постоянно не стоит использовать слово «нельзя», в скором времени, малыш не будет на него реагировать. Включите в свой словарный запас слово «опасно».
    В критические моменты используйте слово «опасно», а для предотвращения нежелательного поведения применяйте слово «нельзя».
  8. Когда малыш попросит, помогите ему. Помощью не заменяйте его действия, которые ребенок сам может прекрасно выполнить. Помогайте с умом. Если вы решили пропылесосить ковер, безопасность (розетка и вилка) лежит на вас, также малыш не умеет включать пылесос, а вот сам процесс может осуществляться ребенком.
  9. Следует обеспечить ребенка личным пространством. К примеру, «емкость» для игрушек. Пусть в своем пространстве малыш будет хозяином.
  10. Не ругайте за поломанные игрушки. Ребенок все равно не понимает, что их ломать не стоит. Важно, через «ломание» игрушек ребенок познает мир, этот процесс развивает ребенка.
  11. Любите просто так, за то, что малыш появился в вашей жизни. Не критикуйте и оценивайте личность ребенка. Оценивайте его поступки («Ты плохой мальчик» — «Мучить котика нельзя, это плохо»).
  12. Если вам необходимо покинуть дом, предупредите малыша об этом. Ни в коем случае не делайте это «втихаря». Обязательно скажите, что вернетесь.
  13. Временами устраивайте прогулки с одногодками. Но не настаивайте, чтобы малыш общался с другими детьми. Всему свое время.
  14. Обучите малыша, как пользоваться разными вещами, какие их свойства.

Результативных вам кризисов.

Оставьте комментарий