Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.
В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.
Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.
Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.
Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.
Система Монтессори – немного истории
Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.
Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.
Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.
Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.
Только в 1906 году, после распространивших
Основные принципы методики развития Марии Монтессори
Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:
- создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
- предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.
Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.
1. Создание развивающей среды
Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:
- все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
- обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
- малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.
Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.
Огромное значение в Монтессори-педаг
2. Предоставление детям самостоятельност и и свободы
Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительност
Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.
Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.
Главные правила методики Марии Монтессори
Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности
- Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
- После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
- Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
- Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.
Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.
Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».
Особенности разделения учебного пространства по Монтессори
Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.
1. Зона реальной жизни
Предметы этого блока учат детей самостоятельност
Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.
2. Зона сенсорного развития
Малыш с помощью подобранных монтессори-матер
3. Зона математики
Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.
Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.
4. Языковая зона
В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».
5. Космическая зона
Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительность
Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.
Критика методики раннего развития Марии Монтессори
Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.
- Большинство материалов направлены на развитие и совершенствовани
е левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается. - Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
- Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-групп
ы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельност ь, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения. - Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.
И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.
Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.
Лично мне очень нравится данная методика, ведь она позволяет развивать малыша как самостоятельную личность с малых лет. Но и как сказано выше, на одной методике не может произойти становление личности. Социализироваться в своей среде так же важно, ведь замкнутость и отторжение от сверстников может привести к плачевному результату.
Прочла с интересом, в том числе минусы. Остался вопрос: а где упражнения на интуицию? Интуиция — это мгновенная обработка информации на подсознательном уровне, с учетом опыта и знаний. Но тем не менее ее тоже можно в какой-то мере натренировать, я думаю. А логика и аналитическое мышление — близкие понятия, у маленьких детей нет смысла их разделять.
По методике Монтессори сейчас занимаются с детьми во многих развивающих центрах, думаю, это уже о многом говорит.
Действительно хорошая методика, которая помогает родителям видеть, что дети могут сами развиваться-главное направить их в нужное «русло».Но нельзя в воспитании полагаться на одну методику.Ведь дети должны играть в ролевые игры-учится социализации, это неотъемлемая часть нашей жизни.