Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 3)

Эта статья является третья «в блоке» очень важной темы «Нервно-психическое развитие детей первого года жизни». Мы уже обсудили, как происходит развитие двигательных навыков, моторики вашего малыша, зрительной сферы. Теперь наступило время перейти к слуховому восприятию и развитию речи (так называемый доречевой период).

Развитие слухового восприятия

Вы замечали, что новорожденный пугается резких звуков, он вздрагивает, прикрывает глаза, иногда морщит лобик и кричит.

Нервно-психическое развитие детейВ начале второго месяца жизни малыш показывает реакцию замирания. Новорожденный умеет всматриваться в лицо говорящего, умеет прислушиваться к звукам погремушки или к звучанию речи.

  • к трехмесячному возрасту, ваш малыш со вниманием прислушивается к разным звукам. Ваш малыш меняет поведение, в зависимости от интонации говорящего и силы звука;
  • у малыша появляется поисковое движение источника звука;
  • малыш постепенно учится отличать голос матери от других голосов;
  • к полугодовалому возрасту, малыш может слышать высокочастотные звуки (свисток, звонок), звуки разговорной речи, и тихие звуки (шепот);
  • поворачивает головку в направлении звука;
  • учится связывать слуховые и зрительные впечатления;
  • к полугодовалому возрасту гуление вашего ребеночка становится более разнообразным. В гулении появляются множество новых звуков и интонаций, прибавляются некоторые согласные звуки. Т.е. появляется лепет;
  • развивается слуховая память, пополняется словарь звуков;
  • после шести месяцев важную роль играет диалог между значимым взрослым и малышом. Маленький при общении использует не только гуление и лепет, малыш дополняет свой «посыл» жестикуляцией и мимикой!

Сигналы тревоги!

  1. Полное отсутствие или частичное присутствие вялого гуления, позднее появление гуления (после 4-5 месяцев).
  2. Отсутствует поворот головки в направлении источника голоса.
  3. Малыш не проявляет реакцию на шепотную речь.
  4. Малыш не реагирует на игрушку-пищалку.
  5. Необычные голосовые реакции: единообразные, звуки гуления без интонации.

Если вы наблюдаете такие признаки у вашего малыша, вам необходимо срочно обратиться к специалисту!

Хочу обратить ваше внимание, дорогие родители, в этом возрасте практически невозможно разделение развития слухового и зрительного восприятия и развития мелкой моторики малыша.

Отсутствие или недоразвитие хотя бы одного звена этой сложной цепи развития, повлечет за собой нарушения или задержку развития в других областях.

К восьми – десяти месяцам малыш понимает значения единичных слов, откликается на свое имя, замирает, когда ему произносят «нет», «подожди». Умеет выполнять отдельные действия («дай», «ладушки»).

В возрасте девяти – десяти месяцев на вопрос «где» могут сориентироваться. Малыш или находит глазками, или показывает ручкой.

В период семи – девяти месяцев лепет разнообразен, активен. Некоторые детки имеют в своем словаре двусложные слова (это такие слова, которые состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба). Но, следует отметить, что чаще всего эти слова не имеют адекватную смысловую нагрузку. А являются переходом к целенаправленным словам.

Сигналы тревоги для периода девяти месяцев:

Если малыш к девяти месяцам…

  1. У малыша нет реакции на свое имя. Не останавливает, когда его зовут.
  2. Малыш не поворачивает головку в направлении источника (разговор или шепот).
  3. Отсутствие лепета, или же он вялый и неактивный.
  4. Малыш не выполняет простых действий по просьбе взрослого («дай», «нельзя»).

Теперь давайте перейдем к развитию речи. В период до года ваш малыш находится в доречевом периоде. Своеобразный подготовительный этап.

Развитие речи немного отличается от всего описанного ранее. Эта функция связана со знакомством и исследованием окружающего мира. На основе развития двигательной активности, зрительных и слуховых реакций, эмоционального диалога мама – малыш образуется речевая активность вашего малыша.

Вы уже знаете, что новорожденный ребенок общается с миром с помощью плача, крика, мимики и позы тела. Криком малыш говорит вам о том, что хочет кушать, или ему холодно или больно. Чем лучше взрослые понимают такие сигналы, тем продуктивней их взаимоотношения.

Любопытно, что сосательный рефлекс (когда малыш производит активные сосательные движения) является предпосылкой для будущего развития речи!

Немного попозже появляется «комплекс оживления» (своеобразное эмоционально-выразительное поведение). Малыш уже умеет произносить гортанные звуки, улыбается, активно двигает ручками и ножками.

В возрасте трех месяцев малыш в качестве «общения» использует гуление и смех. Малыш не понимает смысл слов, однако прекрасно реагирует на различную интонацию (ласковая и веселая интонация вызывает смех).

Интересный факт! В радостных криках выражается не только хорошее настроение малыша, но и радость от собственного умения звукообразования!

В период четырех – пяти месяцев быстрыми темпами развивается гуление. В этом возрасте малыш умеет произносить напевные гласные звуки («а-а-а», « у-у-у»). Постепенно они переходят в «ау-ау-ау» или «вау-вау». Таким образом, малыш привлекает к себе внимание взрослого или пытается установить с ним контакт.

В возрасте пяти – шести месяцев появляется лепет. Малыш произносит первые слоги «ма-ма», «ба-ба», «ва-ва». Речь начинается приобретать познавательную функцию.

После полугода ребенок осваивает указательный жест. Например, когда взрослый произносит «ав-ав» и спрашивает «где?», малыш поворачивается в сторону предмета и показывает пальчиком.

Постепенно расширяется опыт понимания обращенной речи!

В период от девяти месяцев до года начинает овладевать навыками речевого подражания. Малыш стремится произносить новые слоги совместно с взрослым.

Обратите ваше внимание, что малыш может использовать один и тот же слог для обозначения знакомых ситуаций и вещей. Эти первые «слова» имеют большой понятийный спектр.

В данный период наступает важный момент в развитие речи и мышления. Малыш умеет реагировать на запреты, выполняет простые действия по просьбе.

К окончанию первого года пассивный словарь ребенка гораздо больше, чем активный. Но у малыша есть великое стремление общаться с вами любым доступным ему способом. Это важно для развития речевой функции.

Есть немало факторов, от которых зависит овладение речью на первом году. Сюда относятся: работа органов слуха, развитие речевых зон в коре больших полушарий, состояние артикуляционного аппарата, также немало важным является эмоциональное состояние малыша, удовлетворение его потребностей в исследовании окружающего мира, активность речевой среды.

Сигналы тревоги

Давайте рассмотрим сигналы тревоги по возрастным периодам:

Для трех месяцев:

  1. Не вздрагивает при резком и неожиданном звуке.
  2. Сам не издает звуки.
  3. Нет реакции на лицо и на голос взрослого.

Для шести месяцев:

  1. Не поворачивает голову или не поворачивается сам на звук.
  2. Не произносит звуки.
  3. С помощью звуков и мимики не мотивирует вас к общению.

Для девяти месяцев:

  1. Не тянет ручки к взрослому.
  2. Нет реакции на свое имя.
  3. Не повторяет звуки за вами.
  4. Когда самостоятельно играет, не «комментирует» это звуками.

Для двенадцати месяцев:

  1. Нет указательного движения рукой.
  2. Не подражает вашим жестам.
  3. Не применяет жесты сам.
  4. Не понимает просьб о выполнении отдельных действий («дай»).
  5. Нет реакции на игры в прятки, ладушки.
  6. Не дает взрослому игрушку, чтобы поиграть вдвоем.

Успехов во взрослении вашему малышу!

Оставьте комментарий