Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

От рождения до первого года жизни — это уникальный период становления ребенка. Центральная нервная система развивается семимильными шагами.

К семи месяцам, мозг младенца увеличивается в два раза, а к полутора годам — утраивается в своей массе! Никогда больше в жизни человека развитие не будет проходить с такой скоростью. Вы только представьте, ваш малыш так мал еще, а на клеточном уровне он развивается так «феноменально»!

В период первого года жизни, малыш овладевает наиболее значимыми навыками и умениями, которые предрасполагают всю его будущую жизнь!

9999

Многое, что вы прочитаете в данной статье, вам уже знакомо (часть информации я давала в предыдущих статьях). Но многое будет и новым.

Данную статью я хочу написать для того, чтобы подытожить большой пласт важной информации, и, конечно же, я дополню ее «ответственной » информацией, своеобразными «сигналами тревоги», которые должны насторожить родителей и мотивировать их обратиться за помощью к профессионалу.

Хочу отметить, что психическое развитие младенца, также важно, как и физиологическое. Они дополняют друг друга, и «гармонизуются» в здоровенького малыша!

Двигательное развитие:

Первую тему, которую мы обсудим — двигательное развитие ребеночка.

Период с рождения до трех месяцев. С момента рождения маленький человечек имеет определенное количество врожденных безусловных рефлексов. Некоторые со временем исчезают, другие, наоборот, укрепляются и становятся фундаментом для других.

Первый месяц жизни характеризуется двигательной мало активностью. Почти все время ребеночек лежит в том положении, в котором его оставили. Когда родитель берет на ручки малыша, у него увеличивается мышечный тонус ручек и ножек. Но малыш еще не умеет удерживать головку.

  • В период одного — двух месяцев движения ручек хаотичны.
  • Только к одному — полутора месяцам ребеночек учится удерживать головку.
  • К одному — трем месяцам малыш уже научился удержать головку по средней линии, малыш научился складывать ручки к средней линии тела. Также малыш умеет подносить ручки ко рту.

Период от трех до шести месяцев. Двигательное развитие младенца в данный период характеризуется лучшим контролем положения головки, тела и конечностей в пространстве. Благодаря этому контролю, поза удерживается более длительное время.

Манипулирование игрушками становится более свободное. Движения становятся более целенаправленными. Малыш любит переворачиваться со спины на живот, и в противоположном направлении.

Малыш в этом возрасте умеет подтягивать ножки к животику, поднимает их. В возрасте четырех — четырех с половиной месяцев трогает свои коленки ручками. Когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть.

  • Как правило, малыш сначала может переворачиваться со спины на животик (возраст четырех — шести месяцев). Большая часть детей, перевороты с животика на спинку осваивают после семимесячного возраста.
  • По истечению трех месяце кисть малыша «открывается». Маленький усердно начинает тянуться к разным вещицам, производит захват как одной, так и второй ручкой, тянет полученное в ротик. Водит пальчиками по игрушке, таким образом, исследуя ее. Передает из одной ручки в другую. С пяти — шести месяцев при захвате использует большой пальчик.
  • В период четырех с половиной – шести месяцев: малыш, когда лежит на животе, опирается на вытянутые руки; опирается на предплечье одной ручки, а другой тянется к интересующей его вещи.

Некоторые дети к пяти с половиной месяцам вертятся по кругу, когда лежат на животике. А кое-кто уже может проползти немножко на животе.

Есть такие детки, которые могут держать положение, сидя, при условии, что взрослый поможет сесть.

 Сигналы тревоги! На что следует родителям обратить свое внимание!

Неимение нижеизложенных навыков у малыша в шесть месяцев:

  1. Не поворачивается со спины на живот.
  2. Когда малыш лежит на животике, он не может, даже на короткий промежуток времени, опираться на кисти вытянутых рук.
  3. Когда малыш лежит на животике, он не в состоянии манипулировать игрушками.
  4. Когда малыш лежит на животике, это положение является не обычным (например, ребенок плохо держит головку, руки держит или под грудью, или они сильно разведены по сторонам).
  5. Почти всегда держит ручки сжатыми в кулачек.
  6. Не может держать «удобную» игрушку.
  7. Не может дотянуть игрушку до ротика.
  8. Не пытается присесть, когда его подтягивают за обе ручки.

Теперь перейдем к двигательному развитию в период от шести месяцев до года.

В данный промежуток, двигательная активность развивается быстрее, чем в прошедшие месяцы.

В шесть – семь месяцев маленький долго и охотно лежит на животики, при этом он опирается на две ручки, или на одну, манипулирует игрушками. Малыш переворачивается как с живота на спинку, так и в другом направлении.

К наступлению семи месяцев все малыши начинают «сидеть», когда взрослый посадит его. Ручками фиксирует свою позу. Без опоры сидит по несколько секунд.

В период восьми — девяти месяцев малыш может поворачиваться, например, чтобы взять нужную игрушку. Для удержания равновесия выставляет ручки («боковые защитные реакции»).

С семи — восьми месяцев маленький ребенок учится новой позе – «полулежа на боку» (опора на одно предплечье).

Теперь обсудим ползанье. Малыш также осваивает его поэтапно. Пять с половиной – семь с половиной месяцев – лежит на животике и поворачивается по кругу. Позже ползет на животике назад, а потом вперед.

Есть такие малыши, которые пропускают период ползанья на животике, они сразу начинают ползать на четвереньках. Как правило, ползанье на четвереньках начинается с восьми с половиной – девяти месяцев. В этом же возрасте большая часть детей может без поддержки сесть. Учится садиться малыш с положения «на животе» и «с четверенек». С положения «лежа на спине», малыш самостоятельно сядет в девять – одиннадцать месяцев.

Обратите внимание, малыша нельзя научить садиться, когда родитель тянет его за обе ручки. Этот способ является противоестественным для принятия данной позы.
  • Когда вы обучаете малыша данной позе из позиции «лежа на спине», поддерживайте ребенка за одну ручку, а вторую оставьте для опоры.
  • В период семи – восьми месяцев малыш стоит, при условии поддержки за грудь. Умеет сгибать и разгибать ноги.
  • К восьми – девяти месяцам ребеночек научился стоять, имея под двумя руками опору. На ноги распределяется почти весь вес, а ручки служат для равновесия.
  • К девяти-десяти месяцам большая часть детей встает из положения «сидя, с опорой на ноги» (это как встают со стула) и из положения «стоя на коленях».
  • Есть малыши, которые могут переступать с ножки на ножку, при условии опоры. Есть такие, которые передвигаются приставным шагом. Некоторые малыши пытаются поднять с пола игрушку, которая упала.
  • К двенадцати месяцам ваш ребеночек пытается ходить сам, переходя от одной опоры к другой.

 Сигналы тревоги! На что следует родителям обратить внимание!

Если к девяти месяцам ваш малыш:

  1. Не умеет «крепенько» сидеть без помощи взрослого несколько минут.
  2. Не умеет сам садиться с позиции «лежа на животике», «лежа на спинке».
  3. Не умеет ползать на животике или на четвереньках.
  4. Не умеет сам вставать, опираясь на опору из «сидя на стульчике», «стоя на коленках».
  5. Не умеет сам стоять, опираясь на опору, вес тела переносится на другие части тела, кроме ног.
  6. Когда стоит, опирается «цыпочки», а не на полную стопу.
  7. В движениях и в статичном положении видна асимметрия (переворачивается только через один бочек, движения правой и левой стороны тела заметно различаются по качеству и объему).

Будьте наблюдательными родителями!

1 комментарий к “Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)”

  1. Увидела название и хотела написать, что малыш никому ничего не должен.
    А потом прочитала и передумала)) Очень грамотные пункты по признакам, которые должны насторожить.

    Ответить

Оставьте комментарий