Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 2)

В предыдущей статье мы рассмотрели с вами этапы двигательного развития. Также важной составляющей нервно-психического развития первого года жизни является развитие мелкой моторики. Мы рассмотрим те умения и навыки, которые ребенок получает в первый год своей жизни.

Нервно-психическое развитие детей

«Итогом» развития мелкой моторики является сознательная координация движений рук. Но, так же как и умение ходить, умение ручек начинается с рефлекса (хватательный рефлекс).

  • у новорожденного ребенка ладошка находится в закрытой «позе» (все пальчики согнуты, а большой пальчик загнут);
  • к началу второго месяца жизни ладошка все чаще остается открытой;
  • к концу третьего месяца малыш умеет двигать полуоткрытой ладошкой в направлении «перед ним», может протянуть обе ручки. У движений нет координации по средней линии;
  • у ребеночка в четыре месяца ладошки почти всегда открыты. Малыш любит подносить ручки к своему личику и рассматривать их;
  • сведение ручек в среднюю линию характеризуется взаимным соприкосновением обеих ручек.

Малыш способен держать игрушку в ручке, подносить ее к ротику. Игрушку исследует губами, языком. На данном этапе наступает первая ступень развития зрительно-моторной координации. Малыш совершает рывковые движения двумя ручками;

  • рефлекс хватания угасает к концу шестого месяца;
  • в шесть месяцев малыш умеет захватывать игрушки в обе ручки, умеет перекладывать из руки в руку. Тянется к интересующему его предмету. Когда ребеночек держит игрушку, его пальчики сгибаются, а большой палец противопоставлен остальным;
  • в шесть – семь месяцев малыш умеет вращать кистью с игрушкой в руке;
  • в семь – восемь месяцев малыш овладевает захватом с помощью пальцев (раньше предмет находился внутри ладошки). Малыш умеет одновременно держать два предмета, поочередно рассматривает их, стучит ими друг об друга;
  • в восемь – девять месяцев малыш овладевает «пинцетным» захватом, т.е. при захвате мелких предметов, ребеночек использует большой и указательный пальчики. Но, как вариант, такой захват может появиться через месяц – два;
  • постепенно упавшие предметы привлекают внимание малыша. Малыш любит играть в такую игру. Он хватает понравившуюся игрушку, рассматривает ее, стучит ей о кроватку, к примеру, а потом кидает на пол. Внимательно следит, куда упала его игрушка, а потом кричит и требует у мамы возвращения его игрушки обратно. Вот такая вот незатейливая игра, которая веселит вашего малыша!

Теперь давайте рассмотрим развитие зрения. Т.к. оно имеет непосредственное отношение к мелкой моторике, малыш координирует движения ручек с помощью его глаз.

Важный факт! Малыш с самого рождения обязан получать стимуляцию с помощью большого количества зрительных образов для того, чтобы его мозг мог «качественно» развиваться.
  • По истечению первой недели маленький человечек способен концентрировать свое взгляд на лице матери! Также новорожденный ребенок имеет реакцию на свет, он стремится повернуться на источник света;
  • в возрасте два – три месяца малыш умеет следить за подвижными предметами, любит смотреть на свои ручки. И на предметы, которые находятся не далеко;
  • к полугоду малыш умеет различать маленькие части предметов и предметы размером 0,5-1 мм;
  • поле зрения малыша каждый месяц увеличивается на 10 градусов. К шести месяцам в обе стороны составляет по 50-60 градусов;
  • в пол года малыш должен уметь плавно (не прерывисто) следить за предметом, который перемещается по вертикальной линии, по горизонтальной линии, по часовой и против часовой стрелки;
  • в полгода малыш любит рассматривать собственные ручки, любит тянуться к предметам, заинтересовавшим его. Малыш с удовольствием наблюдает за предметами, которые падают или катятся.
В данный период маленький ребенок способен не только узнавать родных людей, но и любимую игрушку, некоторые окружающие предметы;
  • к году малыш должен с удовольствием рассматривать фотографии, рисунки;
  • к году умеет поворачивать голову, поднимать глазки вверх, вниз, когда стоит на ножках, при этом удерживая равновесие.

Обратите ваше внимание на некоторые важные моменты, это своеобразные сигналы тревоги, отсутствие этих показателей, должны вас «насторожить».

  1. Малыш не фиксирует взгляд на лице взрослого, на яркой вещи.
  2. Глазки малыша не прослеживают за медленно двигающимися предметами.
  3. Малыш не тянет ручки к яркой игрушке/предметы, нет захватывающего движения, когда игрушка помещена перед малышом.
  4. Не подбирает мелкие предметы, которые находятся рядом.
  5. Не могут найти предмет, спрятанный на глазах по пеленку/одеяло.
  6. Долгое время изучает предметы (не с помощью зрения), ощупывая их, прикладывает к щечке, тянет в рот, облизывает, грызет.
  7. Часто и подолгу трет глазки, когда бодрствует.
  8. Любит играть в помещении, с затемненным освещением, со светящимися игрушками.

Ваш малыш должен развиваться правильно!

Оставьте комментарий