Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

Что бы быть в курсе…

Пришло время поговорить о не очень приятной, но важной теме, которая требует к себе внимания, как родителей, так и специалистов. Наиболее признанная вариация психического нарушения в малолетнем возрасте – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Не пугайтесь этих слов, лучше обратите свое внимание на слово «минимальная».

дети с гиперактивностьюНа сегодняшний день минимальная мозговая дисфункция рассматривается как следствие раннего местного дефекта головного мозга. Выражается в неоформленности некоторых высших психических функциях и негармоничном развитии. Давайте разбираться последовательно.

Интересно, что по общему развитию IQ сферы детки с диагнозом ММД оказываются в пределах нормы, но имеют сложности в обучении в школьных заведениях и в адаптации в общественном окружении.

По причине поражений, недоразвитий и дисфункций, определенных отделов коры больших полушарий, имеются различные виды выражения минимальной мозговой дисфункции. Например, минимальная мозговая дисфункция проявляется в форме нарушенного письма, навыка счета, навыка чтения и устной речи.

Самая распространенная вариация минимальной мозговой дисфункции – синдром неустойчивости внимания с гиперактивностью (СНВГ).

Дорогие взрослые, настоятельно прошу вас, не относить к этому синдрому всех активных и энергичных детей. Если периодически малыш упрямится — это норма (ознакомьтесь со статьей «Мой упрямый малыш»).

Если перед сном в кровати на ребенка «находит» энергия – это норма. Если малыш капризничает или балуется в общественном месте – в этом нет ничего страшного. Но! Если возникшие состояния повторяются слишком часто, постоянно, если их не возможно «купировать» независимо, то необходимо направление к профессионалу.

Немного статистики

Синдром нарушения внимания у детей с гиперактивностью встречается у достаточного большого числа детей, примерно, от 2,2 до 18% детей. СНВГ часто встречается у детей мужского пола, чем у детей женского (где-то в 4-5 раз).

Как увидеть синдром нарушения внимания у детей с гиперактивностью? Проявления

deficits _children_hyperactivityПервые признаки синдрома нарушения внимания с гиперактивностью вы уже сможете увидеть в первые месяцы жизни вашего малыша. Детки с этим синдромом весьма восприимчивы к разным раздражителям.

Свет от электроприборов, звуки, уход за ним самим. Для таких деток характерен громкий плач, проблемы со сном (плохо засыпают, сон длится мало, чересчур много времени проводят в повышенном настроении).

Немного отстают в совершенствовании двигательной сферы (о норме почитайте в статье «Нервно-психическое развитие детей 1-ого года жизни» часть первая). Малыш поздно учится переворачиваться, ползать, ходить (отставание в один – два месяца). Также страдает речевая функция (инертность, пассивность, не эмоциональность).

В первые годы младенца особую чуткость и озадаченность у взрослых вызывает своеобразная двигательная сверхактивность, гиперактивность малыша (избыточность движений, хаос). При осмотре таких деток профессионалы обращают внимание на маленькую задержку речевого развития. Такие детки моторно неловки, неуклюжи. Позднее овладевают трудными двигательными навыками.

Период трех лет — для деток и родителей необыкновенный. С одного бока, память и внимание совершенствуются достаточно быстро. А с другой, малыш оказывается в своем пером «кризисе», кризисе трех лет. Ребенок становится упрям, строптив, у него появляется негативизм. Более обстоятельно о кризисе трех лет вы узнаете немного попозже.

Часто до прихода в дет.садик, родители думаю, что малыш ведет себя нормально, характерно возрасту и характеру. Но наступает момент, когда воспитателя жалуются, что малыш неуправляем, расторможен, неусидчив в ходе занятий. Неожиданно для родителей.

Все дело не в том, что вам ребенок нехороший, а в том, что нервная система не в состоянии управиться с новыми требованиями. Также синдром нарушения внимания с гиперактивностью имеет этапы обнаружения в пять – шесть лет (начинается период систематического обучения), время старшей и подготовительной групп дет. сада.

Для деток с СНВГ типично:

  • Переутомление. Ребенок неуравновешен, вспыльчив, имеет заниженную самооценку.
  • Тики, головные боли, страхи. Отсюда вытекает сниженное усвоение информации, правда интеллект у них высокий. Трудности приспособления к новому коллективу, конфликты с ровесниками и сверстниками.
  • Не умение видеть «исход». Авторитеты не ценны. Такой «тип поведения» в будущем может вылиться в антисоциальные действия.

Теперь давайте перейдем к диагностике синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.
Дорогие взрослые, если вы заподозрили признаки СНВГ (касается любого возрастного периода), не бойтесь обратиться к профессионалу (невролог или психиатр). Бывают случаи, когда более серьезное нарушение скрывается под синдромом нарушения внимания с гиперактивностью.

Следует выделить три направления развития СНВГ:

Attention_deficits_children

  1. Гиперактивность без дефицита внимания.
  2. Дефицит внимания без гиперактивности (чаще у девочек, они все целиком в своих мыслях).
  3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Есть простая и сложная форма СНВГ. Простая – гиперактивность + дефицит внимания. А сложная – простая форма + тики, заикания, проблемы со сном.

Не стоит запутывать себя и окружение, раздавать диагнозы, и каждого возбужденного малыша относить к разряду гиперактивных. Давайте разбираться.

Не зависимо от условий (дом, гости, парк, поликлиника) малыш с гиперактивностью ведет себя одинаково. Постоянно бегает, движения беспредметные (т.е. без цели), внимание не удерживается на интересных вещах. Просьбы, уговоры, подкуп не имеют влияния. Он элементарно не в состоянии остановиться. Механизм самодисциплины не функционирует.

Невнимательный, гиперактивный, импульсивный ребенок – это ребенок с СНВГ. Давайте раскроим ключевые понятия.

Невнимательность:

  1. Малыш попросту не в силе, он не умеет держать внимание на каких либо подробностях. Это влечет за собой ошибки в дет.садике, к примеру.
  2. Не способен вслушиваться в разговор, когда с ним беседуют. Окружающие думают, что он вообще игнорирует.
  3. Работа не доводится до положенного завершения. Малыш не может усваивать требования и нормы и поступать в соответствии с ними.
  4. Не может организовать личную деятельность.
  5. Не хочет выполнять действия, которые основываются на долгом умственном напряжении.
  6. С частотой теряет свои игрушки и т.д., не может их найти.
  7. Посторонние раздражители привлекают его внимание.
  8. Забывчив.

Гиперактивность:

  1. Ребенок суетлив, беспокоен. Бесцельно двигает ручками, ножками, ерзает на месте, часто оборачивается.
  2. Не умеет продолжительно сидеть на одном месте. Вскакивает, начинает ходить.
  3. Все передвижения малыша не имеют назначения. Часто это опасно.
  4. Не умеет безмятежно вести себя, играть в смирные игрушки, отдыхать, делать одно дело.
  5. Болтлив.

Импульсивность:

  1. Давая ответ на вопрос, не дослушивает вопросы до завершения. Зачастую не задумывается над ответом.
  2. Тяжело относится к ожиданию своего череда (не важны обстоятельства).
  3. Часто мешает окружению, перебивает в разговорах.
  4. Хочет немедленно удовлетворять свои желания.

Что же все-таки лежит в основе появления СНВГ?

Генетика. В семьях, где близкая родня в детском возрасте имели сходные заболевания, риск составляет приблизительно 30%.

Большой процент возникновения СНВГ связан со стадией беременности и родов. Нехватка кислорода, прерыв беременности, курение и плохая еда, стрессовые ситуации, недоношенность плода. Также несвоевременные, затяжные роды, стимуляция родов.

Конфликтность и напряженные отношения в семейном кругу. Нетерпение и неадекватная строгость.

Поговорим о лечении и корректировки

Только комплексный подход поможет вашему ребенку в борьбе с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. То есть это как медикаментозное лечение, так и психологическая коррекция. Также важна ваша, дорогие родители, подмога и вера.

Лекарства применяются только по назначению специалиста!

Ни выговоры, ни наказания не повлияют на гиперактивного малыша. Но они чувствительны к маленькой похвале. Наставления должны быть внятные, определенные, сжатые и предметные. Не давайте двойных задач, это бесполезно. Разбейте на единицы.

Важен режим дня (время обеда, отхода ко сну, прогулки, игры, заданий). А избыток энергии пусть выходит на детской площадке, в ходе физических упражнений и т.д.

Также в качестве коррекции неадекватного поведения подойдет свод правил, система поощрения и наказания. Наклейте его дома на видном месте и попросите малыша проговорить их вслух.

Помните, что переутомление усиливает гиперактивное поведение вашего ребенка.

Друзья для игр вашего ребенка не должны иметь повышенную активность. Когда друг уравновешен и спокоен – в самый раз!

Важно действовать быстро, как только малыш совершил проступок, за ним должно идти сразу же наказание. Малыш должен понять, какое действие является неправильным.
Если ваш ребенок и в правду болен, не ругайте его. Это не только бессмысленно, но и вредно.

Вы должны запомнить хорошую формулу критики. Не оценивайте личность ребенка, а оценивайте его поступки. В нашем случае лучше давать позитивную оценку личности, а отрицательную – поступкам «Ты хороший мальчик, но сейчас делаешь плохие вещи». Ни в коем случае, не сравнивайте вашего ребенка с другими.

Следует уменьшить период просмотра телевизора и игры на компьютере. Для старших деток рекомендуется щадящее расписание обучения, в которое входит уменьшенная по количеству группа и сокращенные уроки. Т.к. нагрузки ведут за собой переутомление, а оно, в свою очередь, отвращение к учебе.

В заключении хочу отметить, что некоторое количество деток перерастают синдром, в подростковый возраст входят без симптоматики. Но есть и такие детки, которые переносят такой тип поведения, как в подростковый возраст, так и во взрослую жизнь. Особенно, если пустить на самотек.

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Спасибо!

Пожалуйста, оцените эту страницу!

Ужасно!ПлохоТак себеХорошоОтлично! (3 оценок. Средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

И поделитесь интересной информацией с друзьями!

Другая информация по теме

Один комментарий к “Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  1. Оксана

    У нас такая проблема. И сейчас самый сложный период — сыну 3 года. Ко всем прочим проблемам с поведением прибавились фразы «я сам», «отойди, не трогай!» и прочее. Как раз начинаем ходить к психологу и логопеду (так как речь немного отстает от нормального развития). Думаю все эти проблемы от жутких стрессов во время беременности…

Добавить комментарий

Наши авторы
Алена
Парецкая
Врач-педиатр, консультант по питанию, тренер курса по беременности и родам
Галина
Стебенькова
Врач- неонатолог (педиатр)
Виктория
Гурштынович
Врач акушер-гинеколог
Надежда
Плотникова
Детский психолог
Катерина
Борщевская
Детский психолог
все авторы сайта
Что приготовить на выписку из роддома?
Возьми на заметку, что приготовить заранее на выписку мамы и малыша, чтобы ничего не забыть!
Как питаться при беременности?
Таблицы основных продуктовых групп и витаминов для беременных женщин.
Новое на сайте
Обсуждают на форуме
Консультации на сайте
МаПаПаМа ВКонтакте
Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу!